Лазарев создает крейсерную службу
вдоль берегов. Под его руководством укрепляется Черноморская береговая
линия.
7 июня 1837 года высаживается десант русских войск
на мыс Адлер, где создается укрепление. Ему дали название «Святого
духа».
13 апреля 1838 года высаживается десант русских моряков
в устье реки Сочи. Через десять дней состоялась торжественная закладка
форта Александрия. Некоторое время спустя по ходатайству начальника
береговой укрепленной линии генерала Н. Н. Раевского-младшего форт
переименовывается в укрепление Навагинское в честь Навагинского
полка, отличившегося в Кавказской войне.
3 мая 1838 года в десанте у Субаши (Субаши — синоним
р. Шахе), которым командовал Н. Н. Раевский, участвует художник
И. К. Айвазовский, который был приглашен в эту экспедицию адмиралом
Лазаревым. Позже Айвазовским написаны картины «Десант у Субаши»
и еще несколько картин на тему Кавказской войны. В десанте у Субаши
участвует также и младший брат А. С. Пушкина. Штабс-капитан Лев
Сергеевич Пушкин был адъютантом генерала Раевского.
Вскоре здесь началось строительство форта Головинский,
в котором участвуют многие декабристы, переведенные из сибирской
ссылки на Кавказ, в действующие полки отдельного Кавказского корпуса:
поэт А. И. Одоевский и его друзья по ссылке Н. И. Лорер, М. М. Нарышкин,
Н. А. Загорецкий, В. Н. Лихарев, А. И. Черкасов.
7 июля 1838 года в устье Псезуапсе был заложен форт
Лазарев. В этом форте продолжают свою нелегкую солдатскую службу
А. И. Одоевский и его друг Н. А. Загорецкий.
Жизнь солдат в крепостях Черноморской укрепленной
линии проходила в постоянных тревогах и заботах. Русские солдаты
и матросы с трудом переносили субтропический климат и умирали от
малярии.
После пленения Шамиля в 1859 году военные действия
переносятся на Северо-Западный Кавказ. В апреле 1864 года Даховский
отряд под командованием генерала Геймана вступает в Сочи. Здесь
создается пост Даховский.
21 мая 1864 года царские войска заняли последний очаг
сопротивления горцев — урочище Кбааде (ныне Красная Поляна). Эта
дата считается окончанием Кавказской войны. Итак, после длительной
и кровопролитной войны Кавказ был присоединен к России. Присоединение
его имело большое историческое значение. Россия спасла горцев от
физического истребления со стороны восточных деспотий — шахской
Персии и султанской Турции. Кавказ после присоединения вошел в общероссийский,
а через Россию и европейский экономический рынок.
После окончания Кавказской войны сильное «влияние
турок» среди князей племени Саша и определило судьбу народа убыхов.
Князья убедили свой народ в необходимости переселения в Турцию,
не отдавая себе отчёта, к каким печальным последствиям это может
привести. После переселения в Турцию народ убыхов был истреблен
и фактически исчез.
Черноморье опустело. Царское правительство предпринимает
меры по заселению побережья. Лучшие земли на берегу моря попадают
в руки царских чиновников и генералов. Так,- Дагомысом владеет сам
царь, Вардане с 7 тысячами десятин переходит великому князю Михаилу
Николаевичу, Уч-Дере — императрице Марии. Получают земли отставные
офицеры — участники Кавказской войны. Царские администраторы насильственно
заселяют край солдатами и матросами. Так появляются у нас в районе
селения: Первая Рота, Вторая Рота, Третья Рота, Четвертая Рота,
Ахштырь и другие.
В марте 1866 года было утверждено положение о заселении
Черноморского округа. В надежде получить землю сюда устремляются
малоземельные крестьяне из центральных губерний России, Могилевской,
Винницкой губерний. Поселяются молдаване, эстонцы; армяне и греки
переезжают сюда из Турции. Крестьяне-переселенцы в подавляющем большинстве
получали малопригодные горные участки по склонам, поросшие лесом,
пересеченные оврагами и ущельями.
В 1869 году были основаны селения Адлер, Лазаревское,
Веселое и другие.
В 1891 году центральные губернии России охватил страшный
голод. Миллионы крестьян покидают деревню в поисках заработка. Сто
тысяч голодающих участвуют в строительстве Черноморского шоссе от
Новороссийска до Сухуми. Дорога строилась с 1891 по 1900 год в очень
тяжелых условиях. Непосильный, изнурительный труд, голодный паек,
малярия, свирепствовавшая здесь в те годы, уносят тысячи жизней.
И строители назвали эту дорогу «Голодное шоссе»; тысячи строительных
рабочих после окончания дороги оседают на побережье и в Сочи.
|