Основой экономики верхнепалеолитического
человека по-прежнему была охота, которую теперь вели небольшими
группами или в одиночку. Она была достаточно эффективной. Этому
способствовало совершенствование охотничьего, в первую очередь метательного
оружия, приводившее к накоплению все больших запасов пищи.
В
этот период налаживаются и регулярные экономические связи с соседними
районами. Об этом свидетельствуют находки изделий из обсидиана —
вулканического стекла, ближайшие выходы которого имеются на Центральном
Кавказе и, главным образом, в горах Малого Кавказа (Армения).
Первобытному обществу была свойственна коллективная
собственность. Племя «владело» всеми животными, растениями и запасами
сырья на данной территории. Дичь, вне зависимости от того, добывалась
ли она коллективно или в результате индивидуальной охоты, делилась
между всеми охотниками, членами общины по определенным нормам. Одновременно
существовала уже и индивидуальная, личная собственность на орудия
производства. С такой собственностью могут быть связаны и отдельные
хозяйственные ямы в поселениях. В начале рассматриваемого периода
человек заканчивает свое биологическое развитие, приобретая внешне
современный облик. Тогда же формируются и расовые признаки. Так,
на стоянке в Холодном гроте (Абхазия) были найдены человеческие
кости и черепа, в которых антрополог М. М. Герасимов определил негроидные
признаки. Это позволяет судить об облике отдельных верхнепалеолитических
обитателей района Сочи, сосуществовавших здесь, как и в других районах
Южной Европы (Италия, Моравия), с кроманьонцами.
Как полагают, первичной социальной ячейкой верхнепалеолитического
общества, во всяком случае, на поздних этапах его развития, была
уже парная семья. Пять десять таких семей составляли общину. Самым
крупным общественным подразделением этого времени было племя. Внутри
каждого племени уже должны были складываться и свои традиции: верования,
обряды, способы охоты, манера изготовления орудий. Надо полагать,
что мышление и память верхнепалеолитического человека позволяли
собирать и определенную информацию, передававшуюся из поколения
в поколение в форме достаточно примитивных еще преданий и мифов.
Из религиозных верований в первую очередь следует предполагать культы
различных животных, растений, явлении природы, культ предков и т.
д.
|