Весьма вероятно, что мустьерцы
уже пользовались простейшими копательными орудиями. Это скорее всего
были заостренные палки, хотя часть этой работы еще могла выполняться
руками. Существенно изменились способы охоты, которая в тот период
велась как группами, так, по-видимому, и индивидуально. Мустьерцы
применяли разнообразный по своим производственным функциям набор
каменных и деревянных орудий, контактное (т. е. использовавшееся
на близком расстоянии) и метательное охотничье оружие (копья и дротики
с каменными наконечниками). Как показывают результаты раскопок,
основной пищей мустьерцев было мясо пещерного медведя. Вместе с
тем все чаще предметом охоты становится быстроногий олень. Увеличение
запасов пищи способствует более длительным срокам оседлости и окончательно
разграничивает сферы мужского и женского труда. Женщины теперь все
свое время проводят на стоянках и вблизи от них, занимаясь поддержанием
огня, сбором и обработкой растительной пищи, изготовлением одежды
и т. д. По мнению исследователей, на предварительную обработку растительной
пищи должны указывать сработанные песчаниковые плитки, обнаруженные
в Кепшинской пещере. Не исключено, что в функцию мустьерских женщин
уже входило также вяление и копчение мяса. Они могли прийти к этому,
наблюдая за воздействием на него дыма костров в условиях пещерной
жизни. Каждая из позднемустьерских общин представляла собой группу
людей, специализировавшихся в различной хозяйственной деятельности
с учетом навыков и физических возможностей.
Формы социальной организации мустьерцев нам пока неизвестны.
Однако надо думать, что упомянутые выше человеческие коллективы
уже были объединены зачатками родовых отношений. Как полагают, общественное
развитие мустьерцев происходило в направлении ограничения брачных
отношений: из них были уже “исключены” родители и дети,
деды и внучки, бабки и внуки. Соответственно бытовавшие прежде стадные
отношения в этот период уже переходили в какую-то более прогрессивную
форму группового брака, что вело к исключению из этих отношений
также родных братьев и сестер. Социальная же консолидация отдельных
групп людей влекла за собой в дальнейшем образование зачаточных
форм будущих родоплеменных отношений. В ряде пунктов Кавказа уже
в эпоху мустье возникают скопления однородных памятников (к ним
относится и рассматриваемая группа стоянок в окрестностях Сочи).
Каждое скопление, по-видимому, характеризовало тогда этнически близкую
группу общин, связанных между собой единством происхождения, территории,
хозяйства и культуры.
В рассматриваемый период окрестности современного Сочи
были заселены палеоантропами-неандертальцами, к концу периода принимавшими
облик, близкий к современному. Об этом говорит, в частности, вышеупомянутая
находка костей человека современного типа в верхнем мустьерском
слое Ахштырской пещеры. Обнаруженные здесь орудия служат свидетельством
совершенствования сознания неандертальца, указывают на существование
четко дифференцированных представлений о форме и назначении предметов,
элементов окружающей среды. Исследователи предполагают, что мустьерцы
в общении друг с другом уже пользовались значительным числом слов
и звуков.
|